понедельник, 24 апреля 2017 г.

Дешево и ооочень сердито - часть 2 - новые лабиринтные корпуса для Radiotehnika S-90

Сегодня у нас не совсем обычная статья. Посвящена она не каким-то заоблачным технологиям, а делам вполне земным, привычным и понятным простому человеку :-) Сегодня мы поговорим о еще одном необычном способе сделать уже даже не только "Дешево, громко и сердито", но еще и вполне себе "Басисто"!



Думаю нет такого человека который хоть раз в жизни не слушал бы Radiotehnika S90 или не имел дома/на даче одной из их инкарнаций. Можно относиться к ним как угодно, но это самые распространенные народные АС на территории всего бывшего СНГ. И если стоит выбор на чем слушать музыку, да еще и громко, да еще и с басом, да еще и за самый что ни на есть абсолютно минимальный бюджет, то не смотря на все их несовершенства, конкурентов у Radiotehnika S-90 не остается совсем. Ибо получить три полосы такой мощности, с 10" низкочастотником в такой цене иного способа просто не существует.



Много тысяч таких "Радиотехник" трудятся в квартирах молодых и не очень ребят, которые по какой-то причине не могут позволить себе делать сложные проекты на дорогих динамиках, либо просто пойти в магазин и купить хорошие фирменные АС. Однако все мы любим слушать музыку. У всех нас иногда бывает хорошее настроение когда мы хотим сделать по-громче. Все мы любим качественные низкие частоты. Ибо без них музыка лишается фундамента и половины эмоций. А многие современные стили и вовсе - значительной части важной информации. Однако бас - штука тонкая. Просит больших мощностей, больших корпусов и динамиков, но даже имея все это, часто он все-же остается невнятным, гудящим и не приносит нам того удовольствия которое должен. В результате мы не можем слушать музыку долго. Устаем, начинаем крутить эквалайзеры и думать о несовершенстве этого мира. Думаю с подобной ситуацией сталкивались практически все владельцы этой акустики.

Именно для них и написана эта статья.

Причины вышеописанных проблем кроются в нескольких вещах. Первая и самая основная причина - как известно и многократно подтверждено исследованиями авторитетных специалистов - эти акустические системы имеют в своей конструкции инженерную ошибку, допущенную при проектировании низкочастного оформления. Бесчисленное количество людей на протяжении какого-то абсолютно неадекватного количества времени чуть ли не с самого момента выхода этих АС и вплоть до сегодняшнего дня бьются с фильтрами, пилят трубы фазоинверторов, укрепляют родные корпуса, пихают в них не пойми что и т.д. Друзья, перестаньте заниматься ерундой. Это все абсолютно бесполезно. Родной корпус имеет не правильный объем, не соответствующий требованиям оптимального режима работы примененных в нем динамиков. Можно хоть покрыть его золотом, корректно работать он все равно не будет.


Дальше. Много жалоб на неравномерность частотной характеристики и призвуки на средних частотах. Все грандиозные проекты попыток всех обмануть и сделать из S-90 студийные мониторы заканчиваются либо провалом, либо полной заменой всех динамиков. Зачем для этого портить готовые колонки - не понятно. Если ты такой умный - бери и проектируй новые АС с нуля на современных динамиках, а не порти то что уже сделано таким какое оно есть. По-этому. Мы не будем заниматься глупостями и оставим нетронутой всю родную комплектацию S-90. Ценность ее - в минимальном бюджете и как ни умничай, а доказанной десятилетиями, работоспособности. Сделаем мы другое. Ибо есть в этих АС то что можно принципиально улучшить интенсивным методом, причем 100% обратимо в случае продажи. А именно - сделаем им другой, правильный, корпус. В который можно просто переставить весь родной комплект динамиков и фильтров, выйдя при этом на принципиально новый уровень качества звучания всей АС в целом и ничего при этом не испортить.


Задачу немного усложнил тот момент что динамики 30ГД-2/75ГДН1-4 имеют большой разброс параметров по годам и партиям. Однако я решил эту проблему, расчитав такую настройку, которая позволит корректно чувствовать себя в этом корпусе как динамикам из самых ранних партий, так и самых последних.


В процессе выяснилась еще одна интересная вещь - не правильную конфигурацию имеет не только НЧ оформление, но и СЧ корпус т.н. "стакан". Причем неправильное у него все - начиная с формы и объема, заканчивая внутренним оформлением. По-этому предлагаю от него избавиться совсем и сделать все как положено. Безусловно это не сделает 20ГДС другим динамиком, но зато  хотя-бы даст ему делать то что он может и не мешать ему в этом. По-этому звучать наши S-90 теперь будут по-другому не только на НЧ, но и на СЧ.


Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:

  • не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот
  • не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса
  • не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине
  • не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот
  • слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ
  • плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть
  • плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя.
  • не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену.

Теперь - список того что мы получим в новом корпусе:


  • Низкочастотное оформление - четвертьволновой лабиринт со всеми его преимуществами, подробно описанными здесь: http://rogozhin-labyrinth.blogspot.com/2014/02/rus.html.
  • Правильная частота и добротность настройки резонатора - дадут оптимальный уровень и полосу баса.
  • Высочайшая жесткость корпуса даст максимально чистый звук и максимальный КПД.
  • Правильный, жесткий корпус для среднечастотного динамика даст более открытую и живую середину.
  • Колонки превратятся в классические стройные напольники современной формы, с оптимальной высотой динамиков, не требующих никаких подставок, которые можно легко расположить в любом удобном месте комнаты прямо на полу.


Немного подробностей. Изначально у меня была идея - сохранить форму передней панели и расположение динамиков полностью как у родного корпуса для того чтобы максимально сохранить оригинальную настройку кроссовера. Однако в процессе работы над чертежом от этой идеи было принято решение отойти т.к. взамен мы получим целый ряд преимуществ. По многочисленным отзывам стало ясно что родной кроссовер все-равно не обладает той точностью и качеством настройки, за сохраниние которой есть смысл фанатично бороться. Основное-же планируемое достоинство нового корпуса - это бас. Качественный, правильный бас. Максимум того что можно выжать из этих динамиков. По-этому на первое место в приоритетах был поставлен правильный низкочастоный лабиринт. Правильной формы и настройки, без каких-бы то ни было урезаний и излишеств, но с сохранением минимально возможных внешних габаритов АС. Частота настройки корпуса - 35Гц. Второе что мы получили - корпус СЧ золотого сечения. Кто не в курсе - это форма корпуса, при которой его внутренние резонансы располагаются наиболее равномерно и не складываются ни на каких основных частотах. Что в свою очередь позволяет не использовать агрессивного звукопоглощения внутри корпуса, чем мы максимально сохраняем динамику и открытость звука. Динамик таким образом оказывается как-бы не просто в корпусе, а в такой-себе  небольшой студии звукозаписи. Один из размеров у нас не совсем оптимальный, а именно - ширина. Сделана она такой потому что я не захотел излишне увеличивать высоту АС и уводить динамики с оптимальной позиции. Однако СЧ и ВЧ у нас сами по-себе смещены от центра по золотому сечению, чем в принципе так-же закрывает и вопрос с шириной. Смещение СЧ и ВЧ от центра вертикальной оси корпуса дает наиболее равномерный "baffle step" - распределение краевых резонансов передней панели. Пусть даже если сам СЧ динамик у нас и не совсем ровный, то теперь он хотя бы будет находиться в правильном корпусе и влияние передней панели на него будет так-же - максимально правильным. В родном корпусе динамики тоже смещены, однако на какое-то не понятное мне значение, плюс родной корпус широкий и с бортиком, плюс, это вообще весело -  левая и правая колонки часто смещены у владельцев в одну и ту-же сторону :-) Ну что я вам могу сказать. Многие из вас с новым корпусом кроме лабиринтного баса возможно и так-же впервые откроют для себя понятие "звуковая сцена". Естественно для это новые корпуса должны быть выполнены зеркально.

Дальше. По сборке. Я выбрал толщину материала - 16 мм. Причин несколько. Первая - новый корпус не должен весить как автомобиль. Вторая - конструкция лабиринта позволяет использовать такой материал ввиду высокой изначальной жесткости. С ФИ или ЗЯ аналогичного размера такие номера у вас бы не прошли. Третья - это самая доступная и широкораспространенная толщина любых материалов. А так как акустика у нас должна оставаться бюджетной и народной, то 16 мм для нас - это оптимальное решение. В идеале это конечно должна быть фанера. Но вполне может пойти и ДСП, и МДФ, и старый шкаф. У кого на что хватит фантазии. Дерзайте. Обязательный момент - 100% внутренних поверхностей лабиринта должно быть покрыто швейным ватином толщиной 5 мм. Его толщина учтена при проектировании. Он убирает лишние призвуки лабиринта и нормализует его добротность. Лабиринт без оклейки это как подвеска машины без амортизаторов. Работать и звучать он будет примерно так-же. Резонанс лабиринта - это пружина. Оклейка - амортизатор. Разобрались. Внутренняя камера СЧ - оклеивайте таким-же ватином. Я думаю больше ничего и не понадобится. Не пихайте бездумно никакого синтепона, ваты, родных поглотителей и прочего мусора ни в лабиринт, ни в СЧ камеру! Это можно делать только тогда когда вы понимаете зачем и почему вы это делаете и что вам действительно в вашей ситуации нужно делать именно это! Во всех остальных случаях - оставляем все это в родных корпусах и прячем или выбрасываем. Замкнутые объемы в "треугольниках" и камере твитера - вот их туго заполните синтепоном или обрезками того-же ватина. В противном случае после сборки они станут резонаторами и будут "подвывать" через стенки корпуса на своих частотах. Две перегородки на задней стенке камеры СЧ нужны не для красоты, а для того чтобы придать оптимальную форму этой камере и не создать в ней лишних резонансов. Они нужны. Ставьте обе. Вообще в новых корпусах не меняйте никаких размеров и деталей. Каждая деталь и ее позиция высчитана до миллиметра и находится именно в том месте и именно в той форме в которой она должна быть. Диаметры установочных отверстий под динамики я не указывал во-первых по причине отсутствия в паспортах динамиков точных данных об этих размерах, во-вторых для чтобы не загромождать чертеж и избежать потенциальных ошибок в случае наличия у кого-то других версий корзин. Думаю это не будет для вас проблемой. Просто при сборке измерьте отверстия в своих S-90 и вырежьте точно такие-же в новом корпусе в указанных на чертеже позициях. Кроссовер. Особых требований по месту установки нет. Удобнее всего разместить на перегородке за динамиком. Если-же у кого-то чешутся руки сделать все по-максимуму - выносите его в отдельный корпус и ставьте прямо возле усилителя, как завещал некто Филип Ньюэлл - известный проектировщик студий. При такой установке усилитель будет взаимодействовать с компонентами кроссовера наиболее правильно. А проводов к колонкам у вас будет идти аж по три пары на каждую. Возможно позже будет статья по какой-нибудь простой базовой коррекции номиналов кроссовера. Пока оставляем все как есть. Положительных изменений в звуке у вас и так будет - выше крыши. И главное - практически бесплатно ;-) Единственное что сделал бы лично я - это выполнил все соединения внутри колонок - медной элетропроводочной моножилой 4 кв. мм. Только между твитером и кроссовером поставить - 1 кв мм. Все остальное - 4 кв мм. Абсолютный минимум кабелей - 2,5 кв мм. Но реально - этого мало. Хотите бас - тяните 4 кв мм моножилу прямо от усилителя и соединяйте ей все внутри АС. Клеммы ставьте лучше по-ближе к кроссоверу - короче будут провода и меньше их вклад.

Ну вот собственно и все! Удачной постройки! Да пребудет с вами новый звук! :-)


Всегда ваш, А. Рогожин.
24. 04. 2017.





PS


Свободно делитесь статьей и чертежом с друзьями, родственниками, пабликами в соцсетях и т.д., но обязательно указывайте ссылки на источник.


Ищите меня как всегда в нашей группе Вконтакте: https://vk.com/rogozhin_labyrinth и на моей страничке в Facebook: https://www.facebook.com/alexander.rogozhin.96

Буду рад видеть ваши фотографии и отзывы.

Изображение оригинальных S-90 взято отсюда: http://ldsound.ru/35-as-012-radiotehnika-s-90/

20 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Исправил. Могут быть еще ...

      Удалить
  2. Ваш проект очень заинтересовал! Подскажите 50гдн3 (25гд42) тоже подойдет? Размеры такие же,полиуретановый подвес.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На первый взгляд - вполне. Если резонанс попадает в диапазон хотя-бы 25...40Гц, добротность в 0,3...0,5 и BL 8...11, то должны +/- встать корректно.

      Удалить
    2. Добрый день! А SEAS D1004-04 (L26RO4Y) подойдет?

      Удалить
    3. Доброго времени, Георгий! Нет, Seas просит совсем другую геометрию.

      Удалить
  3. Привет ! Размер смещения СЧ и ВЧ динамиков относительно оси ?? а то ведь всё до миллиметра. )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Боб :-) Размеры смещения не поставил - заканчивал глубоким утром, пропустил. Сегодня добавлю, обновлю пост. Там классическое "золото" относительно краев панели.

      Удалить
  4. Чертеж обновлен, размеры добавлены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за труды ! А нет ли планов на будущее S-50 перекроить. То же массовый продукт на закате СССР. Помню Москва 1988г., лето, магазин "Мелодия" иии S-50 по 140руб. за штуку как горячие пирожки...очередь на улицу... Притом Эстония 021 по 160руб. бери не хочу ??? При средней зарплате 150р. в месяц ! Интересное время было. )))

      Удалить
    2. Вполне может быть. Любые ФИ колонки могут быть переведены на лабиринт и звучать лучше. Посмотрим на реакцию людей на этот проект.

      Удалить
  5. Привет ! Поздравляю, признание знаменитого Рауля Санчеса 1мин.18 сек. на видео https://www.youtube.com/watch?v=usCq1aMikFM

    ОтветитьУдалить
  6. https://www.youtube.com/watch?v=V_dVexdwoTw Ха !?? Видео в тему от именитого бренда ... Правильным путём идём товарищи !

    ОтветитьУдалить
  7. Чертеж перезалит - исправлена высота детали "I" в списке деталировки.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте Саша, ПОМОГИТЕ ! Вот параметры моего ПЕРЕДЕЛАННОГО НЧ динамика. Как изменится корпус ?? Собираю второй, но пред. параметры говорят о небольшом разбросе (ранее подбирал) +- 5...8 %
    Параметры Тиля-Смолла по измерениям:
    Параметр Факт
    Fs, Гц 29,9
    Vas, л 41,8
    Qms 5,82
    Qes 0,384
    Qts 0,360
    Масса подвижной системы, г 112
    Силовой фактор, Тл м 15,4
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,3

    ОтветитьУдалить
  9. ! "На первый взгляд - вполне. Если резонанс попадает в диапазон хотя-бы 25...40Гц, добротность в 0,3...0,5 и BL 8...11, то должны +/- встать корректно." - как влияет BL на геометрию корпуса ? (((:
    ! у меня больше !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Re 3.8 Ohm
      Res 54.7 Ohm
      Linear excursion (one direction) 15 mm
      Effective Xmax 40 mm

      Удалить
  10. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить